Психологические барьеры при восприятии изменений
Цель
Продемонстрировать, что важно распознавать и реально оценивать факторы, ограничивающие наш успех
Материалы
Ничего, кроме тезисов о природе принуждений
Процедура
- Расскажите историю о северной щуке, которую поместили в одной половине большого аквариума, в другой половине которого за стеклянной перегородкой свободно плавали многочисленные мелкие рыбешки. Когда щука становилась голодной, она делала безуспешные попытки достать рыбешек, однако с каждой новой попыткой лишь врезалась мордой в стеклянную перегородку Постепенно щука поняла что достать рыбешек — невыполнимая задача, и смирилась со своей участью. Когда перегородку аккуратно убирали, щука, к удивлению, не атаковала рыбешек, даже если они отважно плавали вокруг нее Это иллюстрирует синдром щуки, который характеризуется следующим.
- игнорированием изменений в ситуации,
- предположением полной осведомленности,
- склонностью к чрезмерному обобщению,
- слепым следованием прошлому опыту,
- неспособностью действовать в стрессовом состоянии,
- отказом от рассмотрения альтернатив,
- чувством жертвы окружающей среды,
- неспособностью проанализировать ощущаемые принуждения.
- Затем займите группу обсуждением следующих вопросов
Вопросы для обсуждения
- 1. Приведите примеры когда люди, проявляют синдром щуки.
- 2. Как мы можем помочь другим (или себе) преодолеть эти психологические барьеры?
- 3. Какие типы поведения Вы хотели бы приобрести, а от каких отказаться?
- 4. Приведите примеры принуждений, которые Вы ощущаете на Вашем рабочем месте.
- 5. Как научиться постигать природу наших принуждений?
Советы
- Приведите пример из Вашей жизни, наглядно демонстрирующий виды принуждений, для лучшего понимания группой рассматриваемых вопросов.
- Вы также можете предложить группе составить список качеств и типов поведения, которые были бы полезны для преодоления синдрома щуки.
Если у Вас осталось время
- Объясните, что принуждения, которые, как кажется, держат нас «взаперти», могут иногда быть созданы нашим собственным восприятием ограничений окружающей нас обстановки. Покажите это, попросив каждого человека назвать дело, которое он хотел бы или, наоборот, не хотел бы сделать Попросите перечислить все факторы, которые сейчас мешают выполнению поставленной задачи Затем покажите приготовленную заранее диаграмму и попросите участников разделить ощущаемые ими принуждения в соответствии с диаграммой на реальные и иллюзорные, жесткие и гибкие. Иллюзорные и гибкие типы в конце концов могут быть исследованы, если не могут быть преодолены. Только принуждения типа В (реальные и жесткие) представляют непреодолимые препятствия.
- Когда принуждения будут разделены, обратите внимание группы на то, что одна организация (Geneial Е1ес111с)обнаружила, что свыше 95% принуждений, выявленных экспертами, были классифицированы как иллюзорные или гибкие Одним словом, для каждого будет полезно проанализировать ощущаемые ограничения, поэкспериментировать и убедиться, что он правильно оценивает окружающую обстановку.
|